Выступление "Использование развивающей технологии на уроках русского языка в начальной школе"

Ушедший XX век поставил перед школьным образованием сверхсложную задачу повышения качества образования параллельно с реформированием всей системы образования. Современная социально - экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, потребовала содержательных перемен во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании.

Одними из главных задач современного образования являются перестройка и адаптация учащегося к сегодняшним реалиям, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний.

Задача современной школы – подготовить человека думающего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни.

Цель педагога – не столько передача суммы знаний, сколько обучение навыкам самостоятельного их добывания, способности продуктивно мыслить, умению самостоятельно решать поставленные проблемы. В связи с изменением цели обучения определилось и новое его назначение: формирование учебной деятельности, которая реализуется в общеучебных интеллектуальных умениях.

В системе образования родной язык занимает особое место, обеспечивая культурно - гуманистическую направленность, формирование нравственного мира личности, развитие духовной среды, что отмечается учеными - классиками (М. В. Ломоносов, С. И. Ожегов, Д. . Розенталь, Л. Н. Толстой, Л. В. Щерба, К. Д. Ушинский). Хотя знание родного языка дается ребенку с детства, в школе русский язык выступает как научная дисциплина, изучение которой требует большого труда.

Одним из фундаментальных принципов обучения русскому языку является воспитывающий и развивающий характер обучения. Одним из принципиальных требований, которые предъявляет дидактика к русскому языку, является - сознательность усвоения учебного материала. Важным методическим принципом по языку является также разностороннее изучение родного языка, принцип преемственности и перспективности.

 

 

 

Примеры развивающих заданий:

Задание на выявление аналогии языковых явлений

Упражнение. Дополните начатые цепочки до 4-5 слов по трём признакам одновременно. Признаки подбора слов определите самостоятельно. Запишите слова, выделяя окончания.

 

Лесников, грибников, … .

Вокзалы, салюты, … .

В упражнении, на станции, … .

 

Ученики самостоятельно подбирают слова по трём признакам, учитывая:

-       наличие определённых орфограмм;

-       категорию числа имён существительных;

-       падежные формы существительных.

Такие задания основываются на сравнении. При этом ученики выделяют признаки объектов и устанавливают сходства и различия между ними.

Цель выполнения этого вида заданий – в получении прочных знаний по изучаемой теме, совершенствовании умения систематизировать их, в развитии логического мышления, творческой и познавательной активности учеников.

Задания на установление связей между отдельными языковыми элементами, явлениями

I вариант упражнения: «Найди четвёртое лишнее».

 

Белый, зелёный, серебристый, юный.

 

Варианты ответов учеников:

Юный – лишнее, т.к. все остальные обозначают цвет.

Серебристый – лишнее, т.к. состоит из корня, суффикса и окончания.

Юный – лишнее, т.к. это относительное прилагательное, остальные – качественные.

Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении обучающимися большого объёма знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.

 Методика проведения такого вида задания общеизвестна. Но, в отличие от традиционной методики проведения выполнения этого задания, в системе развивающего обучения она имеет свои особенности: я предлагаю ученикам такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из данных.

 

II вариант упражнения (ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из неё постепенно по одному слову).

 

Упражнение. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения обоснуйте.

 

Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.

 

Варианты ответов учеников:

Объединить – это глагол, остальные – существительные.

Какао – несклоняемое существительное, другие – склоняемые.

Колонны – сущ. мн.ч., остальные – ед.ч.

Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.

Рожь – сущ. 3-го скл., школа – сущ. 1-го скл..

 

Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления обучающихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлён перенос знаний, в условиях, требующих самостоятельного вывода, обобщения

 

Логическо - поисковые задания:

Упражнение №1. Числовые диктанты

 

Он шёл и весело пел.

 

От количества главных членов в предложении отнимите количество букв в окончании последнего слова. (Ученики называют только число ответа: 3-0=3.)

Данные типы упражнений развивают у обучающихся умение обобщать, анализировать и синтезировать понятия.

 

Упражнение№2. Цифровой диктант (иначе – игра «Блеф-клуб»)

 

 

 Предлагаю детям утверждения, которые могут быть правильными и ошибочными. Если они согласны со сказанным – ставят цифру 1 в тетради, если нет – 0. Затем проверяют свои ответы.

  • Вконтакте
  • Facebook
http://galcova.ru/?p=proxyshell-hide-ip-731-patch http://galcova.ru/?p=playtime-144 http://galcova.ru/?p=daum-potplayer-1651480-stable-1651514-beta http://galcova.ru/?p=zhelezo-6-2011 http://galcova.ru/?p=dupkiller