Доклад на тему: «Использование групповых технологий на уроках в начальной школе»

Доклад на тему:

«Использование групповых технологий на уроках в начальной школе»

«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»

В.А.Сухомлинский

В последнее десятилетие многое изменилось в образовании. Мне кажется, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески, познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

Моя цель в групповой работе: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Реализуемые задачи групповой работы:

1.     Активизация познавательной деятельности.

2.     Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3.     Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

4.     Совершенствование межличностных отношений в классе.

 

При групповых методах работы действуют следующие принципы:

·       Взаимного обогащения

·       Обмена информацией

·       Активности (исчезает анонимность деятельности)

·       Использования личного опыта

·       Взаимопомощи, взаимоподдержки и взаимопонимания

·       Ответственности и долга

·       Общего анализа деятельности

 

 

При групповой работе также действуют воспитательные задачи:

·       умение слушать и слышать;

·       правильно воспринимать обучающую задачу;

·       умение правильно относиться к своей работе и коллективной;

·       умение правильно оценивать деятельность свою и своих товарищей;

·       умение подчиняться правилам поведения в группе;

·       умение преодолевать трудности, конфликты;

·       это мощный фактор психического развития учащихся;

·       общение и совместная деятельность позволяют укреплять друг в друге самостоятельности, независимости;

·       практикуются контроль и оценка ситуации;

 

Варианты деления обучающихся на группы?

1.     По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору.

2.     Случайным образом. 

Группа, формируемая по признаку случайности.

3.     По определенному признаку. 

Такой признак задается либо ведущим, либо выбранным участником. Можно разделиться по первой букве имени (гласная — согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

4.   По выбору «лидера». 

«Лидер» в данном случае может либо назначаться организатором (в соответствии с целью, поэтому в качестве такового может выступать и аутсайдер), либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется самими «лидерами».

5.     По выбору педагога. 

В этом случае ведущий создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды.

Основные противопоказания при организации работы в группе: 

·           Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.

·           Детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе). Чтобы не отвлекать класс во время урока на разбор личных неурядиц, вводится (постепенно, не с первого дня групповой работы) общее правило: «Если ты хочешь сменить соседа, сам договорись с ним и со своим новым соседом и все вместе предупредите учителя до урока».

Поведение учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

·        Он может контролировать.

·        Организовывать.

·        Оценивать работу учеников.

·        Участвовать в работе группы.

·        Предлагать участникам разные варианты решений.

·        Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

 

Советы учителю по организации групповой работы.

·          нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

·          следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

·          групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

·          нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

·          нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

 

Работа в группах на уроках весьма привлекает младших школьников. Однако, как показывает практика, первый опыт её организации может быть неудачным (излишний шум, медленный темп работы, их неумение действовать совместно и др.), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы обучения. Между тем групповая работа — это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы  несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

·            Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

·            Меняется характер взаимоотношений между детьми;

·            Растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.

     При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у детей школьного возраста происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития.  В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а значит, становятся счастливыми и успешными.

Однако, в групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

 

Примеры заданий на уроках в начальной школе с использованием групповой технологии

Окружающий мир:

Пример №1 (Тема урока: «Как животные готовятся к зиме»).

Группировка животных.

У каждой  группы на партах рисунки животных.

Задание. Назвать свою группу животных по признаку – кто как зимует.

1 группа. Еж, медведь, змея, лягушка, жук, бабочка.

2 группа. Белка, синица, мышь.

3 группа. Волк, лиса, заяц, ворона, окунь.

Обсуждение. Ответы.

1группа. Впадают в спячку.

2группа. Не впадают в спячку, делают запасы.

3 группа. Не впадают в спячку и не делают запасы.

Обобщение.

                                                                                                                

Пример №2 (Тема урока «Семейный бюджет»).

Задание 1. У вас на партах 4 варианта расходов семейного бюджета, вам надо выбрать какой расход на 1 месяц подходит для вашей «семьи». И объяснить почему.

Дети разделены на группы

1.Папа, мама, дочь, дедушка;

2.Мама, дочь, сын, бабушка;

3. Папа, мама, дочь, бабушка;

4.Папа, мама, сын, дочь.)

 

Питание. Оплата жилья. Одежда. Транспорт. Покупка.

Овал: Питание. Оплата жилья. Одежда. Транспорт. Покупка.

Питание.

Оплата жилья.

(долг)

Овал: Питание.Оплата жилья.(долг)

Питание.

Оплата жилья. Экономия.(в копилку).

Овал: Питание.Оплата жилья. Экономия.(в копилку).

Питание. Оплата жилья.

Транспорт. День рождения

Овал: Питание. Оплата жилья.Транспорт. День рождения 

 

 

 

         

                                                        

                                                                   

Отчёт групп.

Оценка.

Задание 2. Каждой группе было дано задание, найти пословицы о бережливости.

Отчёт групп.

Оценка.

                                                                                                                

Математика:

Пример №1 (Тема урока: «Устные вычисления в пределах 100»).

1.     Закладка фундамента.

Учитель. Если фундамент заложен на совесть, то дом простоит долго – долго.

А у вас прочные знания.

Фундамент будут готовить 4 ученика, по 1 от каждой группы.

Учитель. Для того чтобы подготовить раствор и кирпичи необходимо повторить единицы длины. Выразим длину, ширину и толщину кирпичей в см

1м = □ см = □дм      Длина кирпича 2дм 3см =       см

1дм = □см               ширина 1дм 2см =          см

1 см = □мм              толщина 8дм =       см

Проверка.

Отчет бригадиров о размерах кирпича. Для чего нужно знать единицы длины?

2.     Подготовка кирпичей для постройки стен.

У каждой бригады свой кирпич, нужно решить примеры на двух кирпичах и прикрепить к фундаменту (все вывешивается на доску). Решить без раскладывания, т. е. записать только ответ, но с объяснением в группе. Один объясняет, все записывают.

1 группа. 82 + 9

               82 – 9    

2 группа 36 + 8

                36 - 8   

3 группа 46 + 8

                46 – 8          

4 группа 77 +  8

                77 – 8        

Итог. Что повторяли? Почему?

Что осталось построить?

3.Постройка крыши.

Необходимо решить задачу.

У каждой бригады краткое условие задачи – нужно составить, записать и решить задачу. Вспомните, как решаем задачи в группе?

1 бригадир – составляет,

2 – диктует краткую запись,

3 – повторят вопрос,

4 – решает,

5 – проговаривает ответ.

1 бригадир

2 бригадир

3 бригадир

4 бригадир

Было – 26

Было – 40 и 5

Было – 15

Было - ?

Взяли – 10 и 6

Продали - ?

Подарил – 16 и 4

Улетели - 6 и 20

Осталось - ?

Осталось – 10

Осталось - ?

Осталось – 10

Проверка.

Бригадир: читает условие, решение, ответ. Если верно – поднимают зеленые круги, неправильно – красные.

Вывод.

Самооценка бригад.

 

 

  • Вконтакте
  • Facebook
http://galcova.ru/?p=proxyshell-hide-ip-731-patch http://galcova.ru/?p=playtime-144 http://galcova.ru/?p=daum-potplayer-1651480-stable-1651514-beta http://galcova.ru/?p=zhelezo-6-2011 http://galcova.ru/?p=dupkiller