Дифференциация обучения

 

Дифференциация обучения, как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников

Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти. Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную силу, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.

Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференцированное обучения, т.е. учет типичных индивидуальных различий учащихся.

Если в процессе обучения учитель,  зная индивидуально-типологические особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы, ученик сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие, которое не противоречило бы его возможностям, склонностям, интересам. Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с отдельными учащимися.

Положительные стороны дифференцированного обучения

  • сильным учащимся можно уделить время;
  • слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
  • повышается уровень Я-концепции (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
  • повышается уровень мотивации у сильных учеников

Отрицательные стороны дифференцированного обучения

  • слабые не имеют возможности тянуться за сильными;
  • понижается уровень мотивации в слабых группах

Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников:

1)    Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение). Предполагает создание особых типов школ и классов

2)    Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы). Предполагает организацию работы внутри класса

 

Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:

1)    Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы.

2)    Проведение диагностики на основе выбранных критериев (наиболее полную дают разноуровневые контр. работы).

3)    Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.

4)    Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.

5)    Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.

6)    Диагностический контроль над результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

Определение способов дифференциации.

Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет, учитывая тип урока, его цели и содержание.

На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом

Дифференциацию содержания учебных знаний можно осуществлять:

  • по уровню творчества (Не творческое выполнение заданий- это работа по образцу, работа по воспроизведению знаний , К творческим заданиям относятся упражнения , отличающиеся от стандартных
  • по уровню трудности.
  • по объему (выполняется ещё  кроме основного  и дополнительное задание аналогичное основному. Это обусловлено разным темпом работы учащихся.

Дифференциация по объему сочетается с другими способами, могут быть творческие или более трудные задания. Дополнительными могут быть задания на смекалку, задачи игрового характера).

А можно, использовать разные способы организации учебной деятельности детей  и единые задания, дифференцировать по:

  • степени самостоятельности (все дети выполняют одно задание, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно).
  • характеру помощи учащимся. ( Эта работа не предусматривает фронтальную работу под руководством учителя). Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения, оказывается помощь в виде вспомогательных карточек, подготовительных упражнений, записей на доске. Карточки- помощники являются либо одинаковыми для всех детей группы, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастающим уровнем помощи. От урока к уроку степень помощи ученику уменьшается.

На карточках могут использоваться различные виды помощи:

  • образец выполнения задания: показ способа решения, образец рассуждения;
  • справочные материалы;
  • алгоритмы, памятки;
  • иллюстрации, краткая запись, схема, разъяснение слов, указание на какую- либо деталь;
  • вспомогательные вопросы;
  • план решения, начало решения.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться по выбору.

Младший школьник должен учиться в ситуации успеха: только тогда он спокойно примет оценку учителя, проанализирует с его помощью свои ошибки и наметит пути их устранения. Эмоциональная реакция учителя должна нацеливать ребенка на успех: радуясь, огорчаясь вместе с учеником его неудачам, нужно всегда выражать уверенность в том, что он непременно сможет достичь большего, преодолеет все трудности.

 

 

 

 

  • Вконтакте
  • Facebook
http://galcova.ru/?p=proxyshell-hide-ip-731-patch http://galcova.ru/?p=playtime-144 http://galcova.ru/?p=daum-potplayer-1651480-stable-1651514-beta http://galcova.ru/?p=zhelezo-6-2011 http://galcova.ru/?p=dupkiller